Терпению приходит конец

Автор: Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Единственно правильным способом — борьбой за свои права — встречают рабочие Казахстана канун Международного дня солидарности трудящихся. К забастовкам обратились нефтяники и работники коммунальных служб. Конфликт труда и капитала обостряется и в других республиках региона.
Месторождение Тенгиз в Казахстане — не просто один из крупнейших по запасам и первый по размерам добычи источник нефти и газа в республике. Его история отражает в миниатюре судьбу страны и, шире, всего постсоветского пространства. Открытое советскими геологами, месторождение должно было служить всему народу. Но начавшиеся разрушительные процессы не дали этому осуществиться.
Ещё до уничтожения СССР, в январе 1990 года, по личной инициативе М.С. Горбачёва разработку Тенгиза предложили вести американской корпорации «Шеврон». Окончательно вопрос был решён в следующем году, во время визита в Казахстан госсекретаря США Джеймса Бейкера. В созданном вскоре совместном предприятии «Тенгизшевройл» доля республики оказалась более чем скромной. На сегодняшний день компания «Казмунайгаз» владеет лишь пятой частью акций. 50-процентная доля принадлежит «Шеврону», ещё 25 процентов — другой американской корпорации «ЭксонМобил».
Та же картина, добавим, характерна для остальных крупных нефтегазовых месторождений. Так, на Карачаганаке Казахстану принадлежит лишь 10-процентная часть. Львиную долю делят между собой британско-нидерландская «Ройял Датч Шелл», итальянская «Эни», американский «Шеврон» и российский «Лукойл».
Передача национальных богатств иностранному капиталу позволила сколотить состояния зарубежным дельцам и их партнёрам в лице местных элит, но не принесла благосостояния трудящимся. Последние подвергаются здесь такой же эксплуатации, как и на «родных» предприятиях. В конце апреля на месторождении Тенгиз более двухсот работников подрядной организации «Касиби тандау» объявили забастовку. Они потребовали повысить зарплату на 50 процентов и сократить продолжительность вахты с 28 до 14 дней. За последние месяцы это уже второе выступление рабочих. В январе они выражали возмущение сокращением зарплат и условиями проживания в вахтовом посёлке.
После начала забастовки активисты стали подвергаться давлению: им поступали угрозы, начались вызовы в полицию. Но это не помогло, и тогда руководство компании пошло на попятную. Там обязались пересмотреть график вахтовых работ, провести анализ покупательной способности зарплат работников и к концу года поднять оклады. Также начальство «с барского плеча» пообещало не преследовать бастующих и выплатить деньги за время простоя.
Любопытна реакция «Тенгизшевройла» на забастовку. Руководство совместного предприятия сообщило, что в курсе происходящих событий. Но, продолжили там, подрядные организации являются независимыми юридическими лицами, за деятельность которых «Тенгизшевройл» ответственности не несёт.
Очередная акция протеста произошла в Макатском районе Атырауской области. Работники ТОО Kazakh Construction Group, занятые на строительстве газоперерабатывающего завода, выразили недовольство новым графиком работы. Из-за этого, заявили они, их зарплаты существенно сократятся. Работодатель в итоге был вынужден отказаться от изменений.
В соседней Мангистауской области коллектив нефтяной компании Mangystau Oil Refining требует выплаты долгов по зарплате. Рабочим выданы деньги — причём не в полном объёме — только за январь. Начальство объясняет финансовые трудности проблемами со сбытом продукции. В то же самое время компания наняла больше ста иностранных специалистов, полностью оплатив им проезд, питание и проживание. Подобная несправедливость вынудила нефтяников обратиться к руководству области и страны. «До сих пор остаётся невыплаченной оставшаяся часть зарплаты за январь, а также заработная плата за февраль и март, — заявили они в видеообращении. — Кроме того, сотрудники, находящиеся в отпуске, не получили положенные отпускные. Не выплачены и окончательные расчёты тем, кто уволился, — люди уже месяц ждут свои деньги… Вместо диалога и поиска компромисса отдельные сотрудники, выступившие с требованиями, сталкиваются с давлением и угрозами увольнения».
В столице забастовку объявили работники предприятия «Астана—Зеленстрой», занимающиеся благоустройством городской территории. Их зарплаты не повышаются уже три года и выплачиваются с постоянными задержками. О своих проблемах люди заявили, выйдя на митинг. То, что в трудовой сфере далеко не всё гладко, вынуждены признать даже чиновники. В комитете государственной инспекции труда министерства труда и социальной защиты населения заявили, что полторы тысячи предприятий Казахстана имеют «повышенный риск социальной напряжённости». В 45 компаниях, добавляют там, на начало апреля была выявлена задержка зарплаты на сумму почти 400 миллионов тенге (64 млн руб.).
Трудящиеся других республик Центральной Азии пока не могут похвастать такой же организованностью в отстаивании своих интересов, как их казахстанские товарищи. Но это не значит, что там царит гармония между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В Узбекистане одним из эпицентров противостояния труда и капитала является компания Enter Engineering, занимающаяся промышленным строительством. Осенью прошлого года четыре её сотрудника погибли во время аварии на газовом месторождении в Сурхандарьинской области. По данным СМИ, семьи жертв до сих пор не получили положенные компенсации.
Также Enter Engineering известна регулярными задержками зарплаты. На её объектах в Кашкадарьинской области рабочие не получали выплаты в течение восьми месяцев. Попытки организовать забастовку завершились неудачей: с активистами «провели беседу» сотрудники службы государственной безопасности, вынудив их подписать заявления об увольнении. Смелости компании придаёт близость её руководства к властям республики. Подобное покровительство, однако, не является стопроцентной гарантией безопасности. Никаким барьерам не сдержать накопившийся гнев трудящихся.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.