КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Олег Смолин: Знания, как и небеса, должны принадлежать всем

2 декабря Государственная Дума РФ рассмотрела в первом чтении законопроект о продлении сроков и распространении на новые регионы эксперимента «по расширению доступности среднего профессионального образования». В рамках эксперимента выпускники 9-х классов сдают всего два обязательных экзамена, чтобы поступить на профессии и специальности, которые преподают в системе среднего профессионального образования в колледжах. Фракция КПРФ не поддержала законопроект, который демотивирует школьников изучать «необязательные» предметы и тем самым будет сказываться на общеобразовательном уровне молодежи.

 

Госдума рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования». С докладом по данному вопросу выступил официальный представитель правительства РФ – заместитель Министра просвещения РФ В.Б Желонкин. Он доложил о том, что эксперимент реализуется в Москве, Санкт-Петербурге и в Липецкой области. «По итогам приемной кампании… практически 100% выпускников 9-х классов, прошедших государственную итоговую аттестацию в рамках эксперимента, поступили в колледжи. Они поступили на специальности технические, строительные, специальности в области медицины, транспорта и сельского хозяйства», - сообщил замминистра. Чиновник пояснил, что поправки в законопроект предусматривают продление срока эксперимента до 2029 г., а также расширяется перечень регионов, участвующих в эксперименте. Он дополняется Республикой Татарстан, Московской, Ростовской, Тверской, Тюменской областями.

На пленарном заседании по внесенному законопроекту развернулась активная дискуссия. Представители всех фракций приняли участие в обсуждении эксперимента. Вопросы докладчику задавали депутаты фракции КПРФ: А.В. КуринныйВ.М. МархаевМ.Н. Берулава и О.Н. Смолин.

О.Н. Смолин озвучил позицию фракции КПРФ по данному вопросу:

- При всем нашем уважении к коллегам из Министерства просвещения, мы не поддерживали начало эксперимента, соответствующий закон, и не будем поддерживать его продолжение.

Мы признаем, что этот закон имеет один большой плюс. Мы беспокоились, что его сразу запустят на всю страну. Этого не сделали. Спасибо большое Министерству просвещения.

Насколько реализована основная цель закона, большой вопрос, уважаемые коллеги. В Петербурге эксперимент действительно дал блестящий результат. Там воспользовались правом на два ОГЭ 6,5% девятиклассников. Теперь что касается Липецкой области, где таким правом воспользовались 53% выпускников 9-х классов.

Хочу напомнить, что в среднем у нас в систему СПО после 9 класса уходит 62,5% всех выпускников 9-х классов. Такого не было никогда, ни в какие, в том числе в советские времена. При этом по рабочим специальностям это не помогает: 18% учатся по рабочим специальностям. С моей точки зрения, это сужает базу выбора абитуриентов вузов, когда ребята заканчивают 11-й класс. Некоторые технические вузы вообще не могут набрать себе студентов. Почему? Потому что оказывается больше учебных мест, чем желающих идти на техническое образование.

Возникает вопрос: сколько же мы хотим, чтобы у нас ребят пошли в систему среднего профобразования? В советский период минимум 55% оставались в школе, соответственно максимум 45% шли в СПО. Сейчас ситуация, как вы видите, совершенно другая.

Кстати, что касается инвалидов. Инвалиды действительно имеют преимущественное право на поступление, но при прочих равных условиях, то есть если средний балл аттестата равный или если по новому закону будут абсолютно равные баллы ЕГЭ. Практически это означает отсутствие льготы. Кстати, мы готовы прислать вам статистику, согласно которой доля инвалидов, которые поступают на платной основе в систему СПО, растёт.

Теперь в чём мы видим серьёзнейшие недостатки этого закона. Первое, он превращает основной государственный экзамен в ЕГЭ. ОГЭ был просто аттестацией, ЕГЭ – это пропуск на следующую ступень образования. Закон позволяет использовать ОГЭ как пропуск или не пропуск в старшую школу и на некоторые специальности в систему среднего профессионального образования. К чему это приводит? Коллеги, недавно промелькнуло международное исследование, согласно которому впервые после эпохи Возрождения новое поколение знает меньше, чем предыдущее. Надо проверять, но хочу напомнить опрос российской социологической службы, которая сравнивала знания литературы старшего поколения и молодёжи, которая только что закончила школу.

Догадайтесь с трёх раз, кто знает великую русскую литературу, наше главное национальное культурное богатство, лучше. Старшее поколение! Хотя школу оно заканчивало давно.

Что мы имеем в ситуации с единым государственным экзаменом? Ребята, учитывая его колоссальную цену: и материальную, и жизненную, изучают те предметы, которые собираются сдавать. Теперь то же самое будет происходить в 9-м классе – кто-то будет готовиться по четырём предметам, а кто-то вообще по двум. Потом мы начнём спрашивать наших коллег из Министерства просвещения: почему наши ребята не знают того или другого предмета? Ответ очевиден: потому что мы создаём соответствующие условия.

Мы справедливо гордимся тем, что наши ребята вошли в тройку лучших по международным олимпиадам, это правда. Но, к сожалению, мы стали страной образовательных контрастов: 30% молодёжи убеждены, что гены содержат только генно-модифицированные растения и так далее. Ясно, что общеобразовательный уровень людей будет снижаться с продолжением этого эксперимента.

Причина вторая. Эксперимент создаёт тупиковую ветвь образования в сочетании с другими законами, которые приняты Государственной Думой.

Представим себе, что парень закончил 9-й класс, сдал два ОГЭ, пошёл на рабочую специальность. Даже закончил, соответственно, систему СПО. Мы прекрасно знаем, что из рабочих потом выходили талантливые инженеры, учёные, вплоть до Юрия Гагарина. Сейчас такой возможности он будет лишён, потому что общеобразовательных занятий в системе СПО гораздо меньше, денег на репетиторов нет, и, соответственно, поступить по ЕГЭ в высшее учебное заведение практически невозможно. Невозможно установить профиль между рабочей специальностью и специальностью высшего образования.  

Третья причина. Мы говорим о том, что формируем единое образовательное пространство, конечно, насколько его можно сформировать, так как разница в оплате труда учителей по регионам отличается в 5,5 раз. Но эксперимент позволяет в одних регионах сохранить общедоступную старшую школу, а в других регионах не сохранить, соответственно, проводить отбор по результатам ОГЭ.

Ну и последнее. Это, конечно, закон для репетиторов. По нашим оценкам, уже сейчас семьи тратят на репетиторов по ЕГЭ примерно 450 миллиардов рублей. Ясно, что с расширением этой системы на ОГЭ затраты родителей будут расти.

Уважаемые коллеги, мы глубоко убеждены, что знания, как и небеса, должны принадлежать всем, поэтому мы не будем поддерживать этот закон.

Спасибо. (Аплодисменты.)

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.